Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем белом свете!
Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! ....... Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни ...
В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
... Как пошли наши ребята В красной гвардии служить - В красной гвардии служить - Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуев Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!
Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит - Електрический фонарик На оглобельках ... Ах, ах, пади!..
Эх, эх, согреши! Будет легче для души!
... Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!
Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная!
Уж я времячко Проведу, проведу...
Уж я темячко Почешу, почешу...
Ужъ я семячки Полущу, полущу ...
Ужъ я ножичком Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку... Упокой, Господи, душу рабы твоея...
Скучно!
... Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюгА, ой, вьюгА! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!
Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся ...
... И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль ...
Их винтовочки стальные На незримого врага ... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга ... Да в сугробы пуховые - Не утянешь сапога ...
... Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди ...
Впереди - сугроб холодный, - Кто в сугробе - выходи! .. Только нищий пес голодный Ковыляет позади...
- Кто там машет красным флагом? - Приглядись-ка, эка тьма! - Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома? - Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем! - Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах! - И только эхо Откликается в домах ... Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах...
Трах-тах-тах! Трах-тах-тах...
... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидИм, И от пули невридИм, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.
Январь 1918
"Двенадцать", или поэма наоборот
Удивительно, как в советское время пытались представить сложнейшее литературное произведение, очень тонко представившее религиозную тематику в жанре постмодерна да еще и с элементами "народного романа", - как истинно революционный поэтический прорыв. На самом деле эта поэма вовсе не о революции, несмотря на нарочитые фразы "революционный держите шаг" и "мировой пожар раздуем". Блок создал пророческое полотно, на котором вытканы основные мотивы и контексты грядущих событий на целых полтора столетия вперед. "Революционность" поэмы - это тема хаоса и смуты, тема,требующая неизбежного, недвусмысленного выбора. Однако выбор этот сам по себе чреват великими трагедиями - голодом, холодом, человеческой разобщенностью, грабежами, убийствами и, самое страшное, ползучей отчужденностью от духовного начала. Именно поэтому, надо полагать, Блок и придумал эту необыкновенную схему "двенадцати" с явными аналогиями с библейскими апостолами, но только с точностью до наоборот - слепо следующими в туманной, вьюжной мгле за Тем, кто "невидИм" и несет "кровавый флаг", да к тому же парадоксальным образом имя Его в поэме выписано на старообрядческий манер - Исус. Однако то, что лежит на поверхности, - символическое "12" и сборище тех, кто пару часов назад занимался грабежами и в пьяной драке зарезал девушку, - вряд ли можно назвать отсылкой к апостолам. Если только - злой шуткой автора. Добавьте сюда, как эти "двенадцать" пытались застрелить Того, кто померещился в сугробах и за Кем они тем не менее последовали, - и вы поймете, сколь иронична и многопланова ассоциация "12-и революционеров" и тех, кто сознательно пошел за Христом, внимая Его учению и поверив Ему. Надо сказать, Блок идеально очертил контуры хаоса: невидимая цель, которая в различных интерпретациях именуется "светлым будущим", путь к которой, как правило, усеян трупами, газовыми камерами, выжженной землей и заснеженными пустынями с голодными псами как прообразом разрухи и опустошения. Рефреном звучащий "революционный держите шаг!" наводит ужас: впереди тьма, вьюга, расплывчатые контуры кровавого флага и венчика из белых роз Того, кто "над вьюгой" и невидИм. Апостолы шли за живым человеком, за Сыном Человеческим, проповедовавшим о божественной любви между людьми здесь, на земле В поэме кульминационный момент революционного шествия "в никуда" сводится к образу Христа - казалось бы, вот она, цель! - "двенадцать", как олицетворение нового мира, идут за Христом. Но нет - над ними витает зловещее: "Свобода, свобода ... Эх, без креста!" Попробуем вспомнить, кем были первые христиане, "братья и сестры", гонимые и преследуемые Римской империей и иудейскими священнослужителями. Это были люди в высшей степени милосердные, исполненные веры и благодати, без малейшего намерения разводить смуту и тем более превращать её в арену расправ и мародерства.
Может, Блоку и хотелось бы появиления той самой чудодейственной силы, которая смогла бы разбудить сонную Русь, но отношение поэта к "двенадцати" было более чем скептическим. И на то у Блока, современника кровавых событий начала 20-го столетия, были свои, веские, основания.
14 декабря 2022
|